Екатеринбуржцы не обязаны платить за грязь из крана
Судя по сообщениям на форумах и в социальных сетях, больше всего проблем с качеством ГВС – у жителей ВИЗа, Юго-Запада, Вторчермета, части Уралмаша, Сортировки. Причем, количество жалоб на качество горячей воды резко увеличилось, когда первые жилые дома стали подключать к отоплению.
Это связано с тем, что практически во всем Екатеринбурге (за исключением новостроек, где есть собственные теплоисточники, например, в микрорайоне Академический) используется так называемая «открытая система теплоснабжения» или «принцип прямого водозабора». Это, по сути, означает, что горячая вода, которая поступает в краны горожан, проходит сначала через трубы и радиаторы отопления, вымывая всю ржавчину и грязь, накопившуюся за лето.
Между тем, открытая система теплоснабжения не означает то, что граждане должны довольствоваться низким качеством воды. Действительно, зачастую оно не соответствует СанПиНам, говорят в свердловском Роспотребнадзоре, а потому потребители коммунальной услуги вправе требовать перерасчет.
Обращайтесь в суд
«У нашего управления есть уникальная практика – специалисты по защите прав потребителей подают иск в суд в защиту неопределенного круга лиц, основываясь на результатах проверки качества, например, горячей воды, – рассказала пресс-секретарь ведомства Наталия Лукьянцева. – Если услуга некачественная, то потребитель не обязан ее оплачивать. Например, в прошлом году было 16 таких исков, и суд, как правило, принимает решение признать действия УК или поставщика услуги незаконными, а дальше наши специалисты разрабатывают типовые иски, и потребитель, уже исходя из этого, может требовать перерасчета за некачественную услугу по суду».
Впрочем, потребовать перерасчета через суд горожане могут только в том случае, если проведена проверка специалистами Роспотребнадзора – в их иске будут указаны сроки, в какой именно период услуга была некачественной.
Второй вариант
Другая ситуация, если собственник хочет зафиксировать, что горячая вода не устраивает его по качеству здесь и сейчас. Как рассказали в свердловской Госжилинспекции, этому вопросу посвящен целый раздел Постановления правительства РФ № 354 «Порядок установлении факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества».
«Если потребитель обнаружил, что ему подается некачественная услуга, – в данном случае грязная горячая вода – и он хочет получить перерасчет, то он должен уведомить о том, что услуга некачественная, аварийнодиспетчерскую службу своей обслуживающей организации, т.е. УК, – отметили в ГЖИ. – При этом он может и написать заявку, и позвонить – форма обращения не имеет значения. В случае, если причины снижения качества услуги неизвестны, то диспетчер обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки по данному факту – т.е. время, когда представители УК придут к собственнику домой и выяснят, действительно ли горячая вода не соответствует нормам. В ходе проверки, если нарушение действительно есть, будет составлен специальный акт, который должны подписать обе стороны.
Акт будет являться, во-первых, основанием для устранения нарушения, которое повлекло снижение качества услуги, во-вторых, основанием для перерасчета. Если представители УК не фиксируют нарушение, а получатель услуги все равно считает ее некачественной, он должен внести соответствующую пометку в акт. В этом случае УК будет обязана за свой счет инициировать проверку горячей воды экспертами – например, Роспотребнадзора, которые и установят, кто прав».
Добавим, что Постановление Правительства № 354 регламентирует и срок, за который можно потребовать перерасчета за некачественную услугу. «Качественной услуга становится только тогда, когда есть акт по итогам устранения нарушения качества, подписанный всеми сторонами» – отметили в Госжилинспекции.