Лучший детский сад России 2012г.
В рамках всероссийской конференции «Современное качество образования: общественные ожидания и социальный заказ», проходившей в олимпийском Сочи с 14 по 17 мая этого года, участниками которой стали руководители и представители общеобразовательных и дошкольных учреждений России, МБДОУ ЦРР – детский сад № 550 «Академия Успеха» получил диплом конкурса «Лучший детский сад России 2012г.».
Представленный на конкурс проект «Общественно-Активная «Академия Успеха» - ресурсный центр местного сообщества» был высоко оценен специалистами и является эффективным решением ключевой проблемы: реформирование образования на основе эффективного взаимодействия образования с обществом и государством в рамках реализации государственно-общественного характера управления.
Проект, разработанный на основе программно-целевого метода, представляет собой комплекс программ, обеспечивающих достижение конкретных целей и решение задач, стоящих перед МБДОУ ЦРР – детский сад №550 «Академия Успеха» в 2011-2015 годах.
Обеспечить социально окрашенную ориентацию образовательного учреждения, а на её основе – максимальное самораскрытие и саморазвитие ребёнка и педагога – задача сложная. Для этого необходимо построить такую систему, которая обеспечит детям необходимые социально-педагогические условия для их жизнедеятельности. Готовность учреждения к сотрудничеству с семьёй и другими социальными институтами является одной из характеристик открытости, признаком демократичности.
Моделью для реализации данной стратегии и является Общественно-Активная «Академия Успеха». Чем же отличается данная модель от традиционных подходов?
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ориентирована на сообщество, соответствующая ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы.
Родители и другие члены сообщества активно вовлекаются в жизнь учреждения.
- Приветствуется атмосфера коллегиальности: родители и члены сообщества рассматриваются как партнеры.
- Учреждение приветствует стремление жителей сообщества всех возрастов к получению консультативной помощи по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.
- Все субъекты образовательного процесса принимают активное участие в сотрудничестве с другими организациями и учреждениями.
- Ресурсы и возможности «Академии Успеха» подстраиваются под решение задач государственно-общественного характера управления.
- Ресурсы и возможности «Академии Успеха» открыты для их использования сообществом.
- Важная цель всех субъектов образовательного процесса – развитие в себе активной жизненной позиции и чувства принадлежности к сообществу.
Очевидно, что деятельность общественно-активной «Академии Успеха», реализующей стратегию государственно-общественного характера управления, направлена на решение актуальных для данного этапа реформирования российского образования проблем:
1. Слабая восприимчивость традиционной системы образования к внешним запросам.
2. Недостаточная развитость механизмов привлечения общественных и профессиональных организаций к решению вопросов формирования и реализации образовательной политики.
3. Отсутствие условий для развития независимых форм оценки качества образования, а также механизмы определения, поддержки и распространения лучших образцов инновационной образовательной деятельности.
4. Предоставление доступа к качественному дошкольному образованию для всех детей дошкольного возраста микрорайона Пионерский.
Ожидаемые результаты от реализации данного Проекта:
• Увеличение количества детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу;
• Повышение степени удовлетворенности качеством дошкольного образования с 75 до 98%
• Увеличение доли детского населения, получающего образовательные услуги в условиях, соответствующих их образовательным потребностям
Все процессы, которые проходят в рамках реализации Проекта, можно условно разделить на три направления: Открытость, Управление и Инновации. «Академия Успеха», наполняя эти направления содержанием деятельности, разработала программы, дополняющие друг друга:
• «Клиентоориентированность – ключ к успеху в создании маркетинговой стратегии развития МБДОУ ЦРР – детский сад №550 «Академия Успеха»».
• Управленческий проект «Системный подход к мотивации персонала».
• Инновационный проект «Центр развития ребенка – как открытая образовательная системаu187 ».
• Программа интеграции основного и дополнительного образования «Радуга Успеха».
• Программа «Здоровый ребенок в любую погоду» (по здоровью дошкольников и работе с детьми с ОВЗ) (лицензия на право ведения медицинской деятельности ФС-66-01-001-489 от 20.10.11г)
• Программа психологического сопровождения детей дошкольного возраста «Планета Детства».
В рамках каждой программы определяются цели, вырабатываются технологии и появляется целостная система работы «Академии Успеха». Все программы прошли экспертизу в УрО РАО, участие в конкурсах:
Национальной Премии в области образования «Элита российского образования» , Конкурса инноваций «Качественное образование – будущее нации» – 2011г. , Конкурс «Золотой фонд российского образования», Конкурс «Образовательный потенциал России».
Авторы программ отмечены наградами и дипломами: Кондратьева О.Н., руководитель (диплом I степени, диплом «Лучший в профессии директор года 2011г.»), Матвеева Н.В., заместитель руководителя по ВМР (золотая медаль «Элита Российского образования»), Дьячкова М.В., педагог-психолог (диплом I степени), Силина А.Э., инструктор по плаванию (диплом I степени), Колосова Е.С., педагог ПДО (диплом II степени), Басимова Е.А., воспитатель (диплом лауреата).
В реализацию программ включаются заинтересованные организации, но за «Академией Успеха» остается лидирующая роль ресурсноорганизационного центра местного сообщества. Успех Проекта «Общественно-Активная «Академия Успеха» – ресурсный центр местного сообщества» напрямую зависит от того, насколько осознанной будет позиция общественного участия. Центр имеет опыт выявления и вовлечения в процесс потенциальных партнёров из числа родителей. Пока это локальный опыт.
В процессе реализации Проекта на базе данного опыта будут разработаны формы социального партнёрства. Уже сейчас складывается система реально действующих мотивов, на которые можно опереться при разработке и популяризации такой системы.
В силу сложившейся традиции Центр имеет достаточно мобильную систему общественного управления педагогов в её образовательной деятельности. Данная система быстро реагирует на введение и поддержку новых инновационных и экспериментальных проектов и программ.
В результате целенаправленной работы педагогического коллектива над внесением позитивных управляемых изменений в жизнедеятельность учреждения и обеспечением высокого качества дошкольного образования, МБДОУ ЦРР – детский сад №550 «Академия Успеха» на сегодняшний момент является одним из лидеров в структуре дошкольных учреждений города.
Авторы статьи: Кондратьева Ольга Николаевна, руководитель МБДОУ ЦРР – детский сад № 550 «Академия Успеха»; Матвеева Наталья Викторовна, заместитель руководителя МБДОУ ЦРР – детский сад № 550 «Академия Успеха».